Определение девиации магнитного компаса по сличению с гироскопическим

epoha-kompas

Одним из способов определения девиации магнитного компаса является сличение показаний его и гирокомпаса. При этом считается, что поправка последнего за время маневра не меняется.

Суда морского флота снабжены двухгироскопными неапериодическими компасами типа «Курс». Однако в комплекте прибор управления выключателем затухания (прибор 17) отсутствует, и в показаниях гирокомпаса при маневрировании возникает суммарная инерционная девиация.

В книге Е. Л. Смирнова [и др.] «Учет погрешностей гирокомпаса в судовождении» дается подробный анализ суммарной инерционной девиации в результате однократного быстрого маневра. Величины таких девиаций и их изменение с течением времени в различных широтах приведены в таблице и графиках. Пользуясь этими данными, мы рассчитали величины ошибок в показании гирокомпаса за счет нарастания суммарной инерционной девиации на маневре, который необходимо совершить судну для определения девиации магнитного компаса по сличению с гироскопическим.

Расчеты произвели для судна со скоростью хода 15 узлов при последовательных поворотах на 15° по часовой стрелке через 5 мин., так как полагаем, что этого времени достаточно для поворота, прихода магнитного компаса в меридиан и сличения его показания с гироскопическим. За начало маневра принят курс N. Рассчитанные ошибки приведены в таблице.

 

Из таблицы следует, что величина максимального значения ошибки будет различной и зависит от широты места, а также от курса, с которого начинается маневрирование, достигая 4—5°,5 в широте 75°.

Как показывают произведенные расчеты со снижением скорости, уменьшается и величина ошибки гирокомпаса. На больших скоростях в низких широтах величины ошибок достигают +0°,5, а в высоких широтах даже на малых скоростях ±1°,9.

В 1965 г. на пароходе «Александр Суворов» в течение трех месяцев плавания в районе Балтийского, Баренцева, Белого морей штурманы Истомин, Чухнов и Копченков определяли девиацию магнитного компаса по сличению с гироскопическим. При этом производились наблюдения через 5—15 мин после маневра, полагая, что оба компаса пришли в меридиан.

Как показало определение девиации магнитного компаса по створкам, за эти три месяца она не изменилась и средняя квадратическая ошибка определения девиации магнитного компаса по сличению с гироскопическим получилась равной ±2°,3. Такая точность не удовлетворяет требованиям судовождения.

В заключение можно сделать вывод, что определение девиации магнитного компаса по сличению с гироскопическим можно производить только в малых широтах (менее 50°) и на возможно меньших скоростях (не более 5 узлов). Представляется целесообразным Министерству морского флота рассмотреть вопрос о включении прибора 17 в комплектацию гирокомпаса и возможности создания апериодических гирокомпасов.