Корпус земснаряда

Корпус земснаряда

Корпус земснаряда является плавучей базой, на которой смонтированы сборочные единицы, агрегаты и устройства. Способность корпуса плавать при определенной осадке (частичное погружение корпуса в воду) характеризуется водоизмещением, которое выражается в тоннах.

Дополнительное количество груза, потребное для полного погружения корпуса от ватерлинии (линия соприкосновения поверхности воды со стенками корпуса) до палубы, называется запасом плавучести. Запас плавучести зависит от величины сухого (надводного) борта, т. е. расстояния от поверхности воды до палубы корпуса. Минимальная величина сухого борта зависит от класса земснаряда и определяется правилами Речного регистра.

В связи с наличием на земснаряде узлов, нагрузка от массы которых в процессе работы воспринимается то корпусом, то подошвой забоя, на корпус действуют переменные нагрузки. К переменным относятся нагрузки от масс грунтозаборного устройства и сваи, Которые могут находиться на весу или быть опущены на подошву Забоя, а также нагрузки, возникающие при волне.

При подъеме и опускании рамы грунтозаборного устройства изменяется нагрузка на носовую часть корпуса. Это вызывает увеличение или уменьшение осадки корпуса в продольном направлении. Такое изменение осадки называется дифферентом. Дифферент — ITO угол наклонения судна. Изменение осадки в поперечном направлении к оси корпуса называют креном. Крен возникает при подаче На борт тяжелого груза (например, грунтонасоса или двигателя к нему), при этом осадка корпуса с этого борта увеличивается.
Главные геометрические размеры корпуса — длина, ширина, Высота и осадка.

Корпуса земснарядов могут быть неразборными и разборными. Конструкция корпуса земснаряда должна отвечать следующим основным требованиям: прочность, надежность и вибростойкость обшивки, наличие местных подкреплений, обеспечивающих Поглощение усилий и нагрузок, которые возникают при работе механизмов и устройств, расположенных на корпусе. К большинству Конструкций корпусов строительных земснарядов предъявляются также требования разборности и обеспечения возможности транспортирования элементов корпуса по железной дороге или средствами автотранспорта.

Прочность обеспечивается системой продольных и поперечных балок из профильного проката, к которым приваривают листовую обшивку. Эта система называется набором корпуса или его части (коробки). Основой, обеспечивающей продольную (вдоль оси корпуса) прочность- являются обшивка борта, кильсоны (продольные балки на днище корпуса), карлингсы (продольные балки, к которым приварена обшивка палубы) и бортовые стрингеры (продольные балки вдоль борта). Поперечную прочность обеспечивают шпангоуты I и поперечные переборки.

Система набора Корпуса зависит от расположения основных (несущих) балок. Для корпусов с поперечным набором характерно частое расположение Шпангоутов со шпацией (расстоянием между шпангоутами) 0,5 м. Через 2,5—3 м устанавливают поперечные герметичные переборки, которые разделяют корпус на водонепроницаемые отсеки.

В большинстве случаев корпуса земснарядов или элементы корпусов (коробки) выполняют по системе поперечного набора. В местах размещения на корпусе сосредоточенных нагрузок (опоры рамы рыхлителя, стрелы и растяжки подвески рыхлителя, портала свайного хода и т. п.) набор усиливают дополнительными подкреплениями — кильсонами и карлингсами в виде полос, которые соединяют Вертикальными стойками из швеллера — бимсами. Бимсы обеспечивают распределение нагрузки на элементы набора и обшивку корпуса. В месте установки грунтонасоса с электродвигателем в набор корпуса вводят два мощных кильсона, которые образуют фундаментную раму.

Расположенные на кильсонах накладки (пластины), на которых крепят опоры рамы рыхлителя, а также другое оборудование, выполнены фланцевыми, что исключает сквозные отверстия в палубе и бортах и обеспечивает их герметичность. Отдельные коробки разборных корпусов земснарядов соединяют с помощью фланцев.

Корпус или отдельные его элементы (коробки) разделены переборками па отдельные герметические отсеки, что исключает затоплеинс всего корпуса в случае появления течи в одном из отсеков. Для осмотра отсеков в палубных листах предусмотрены люки с герметическими крышками, препятствующими проникновению воды с палубы внутрь коробки.

Каждая коробка разделена на два отсека. Соединенные торцами по три штуки коробки образуют правую и левую части корпуса катамаранпого типа. Правая и левая части корпуса между собой соединены на болтах двумя горизонтальными фермами и одиннадцатью вертикальными балками в единую жесткую конструкцию.

Фундаментную раму груптопасоса и его привода устанавливают на вертикальные балки соединения выше уровня палубы. Передние коробки в плане имеют ступенчатые выемы, которые после сборки корпуса образуют прорезь для размещения грунтозаборного устройства.

Полутрюмный разборный корпус состоит из четырех коробок — двух передних и двух задних, каждая из которых разделена на три отсека. Коробки имеют поперечный набор. Передние коробки со ступенчатым выемом в носовой части и задние коробки, имеющие скос на корме, соединены внутренним фланцевым стыком на болтах и образуют правую и левую части катамарана. Эти части соединяют между собой с помощью межпонтонного блока (пространственной фермы) и вертикальных балок в единую конструкцию корпуса земснаряда. Задние коробки с внутреннего борта имеют ступенчатый выем глубиной 500 и шириной 900 мм, который вместе с межпонтонным блоком образует полутрюм.

Межпонтонный блок одновременно служит фундаментной рамой, на которой монтируют грунтонасос и электродвигатель. Таким образом, на данном корпусе грунтонасос устанавливают ниже поверхности палубы, что значительно уменьшает геометрическую высоту всасывания грунтонасоса.

Трюмный неразборный корпус выполнен цельносварным также по системе поперечного набора. В передней части корпуса предусмотрен вырез для размещения рамы грунтозаборного устройства, а в средней части — трюм для размещения грунтонасоса с электродвигателем, центробежных насосов технического водоснабжения и других устройств. В средней части корпуса имеются мощные кильсоны, которые одновременно служат фундаментной рамой под грунтонасос и электродвигатель.

Земснаряды 140-К, 350-50Л имеют аналогичную конструкцию корпусов. Боковые и кормовые элементы корпуса разделены водо-непроницаемыми перегородками па отсеки.
Учитывая необходимость частых перевозок строительных земснарядов, выпускают земснаряды с трюмным разборным корпусом, отдельные части которого выполнены также поперечным набором.