Техническое обслуживание земснарядов

Техническое обслуживание земснарядов

Производительность земснаряда за определенный период времени определяется его средней часовой производительностью по грунту и числом часов, отработанных земснарядом за этот период. Задачей обслуживающего персонала и в первую очередь машинистов механического и электрического оборудования является создание условий для достижения возможно наивысшей производительности машины.

Правильная техническая эксплуатация машины может быть только на основе строгого соблюдения очередности и сроков выполнения всех видов технического обслуживания и ремонта сборочных единиц и всего агрегата, а также своевременной замены деталей, проработавших установленный срок.

В состав работ по техническому обслуживанию входит:

  • очистка оборудования от грязи,
  • смазывание узлов в соответствии с таблицей смазывания,
  • подтягивание фундаментных болтов и крепежных деталей,
  • внешний осмотр закрепления стальных канатов,
  • проверка наличия шплинтов, состояния пальцев полумуфт,
  • крепления и зазора тормозных колодок или лент лебедок;
  • обследование герметичности стыков корпусных трубопроводов и проверка герметичности корпуса земснаряда.

При выполнении технического обслуживания проверяют нагрев подшипников, работу сальниковых и манжетных уплотнений, наличие утечки масла из редукторов, подшипников; надежность действия приводов конечных выключателей, правильность работы контрольно-измерительной аппаратуры и приборов, а также исправность ограждений. Все замеченные недостатки устраняют, выявляют причины чрезмерного износа деталей и устраняют их.

Выполненные работы по техническому обслуживанию и ремонту должны быть записаны в журнале осмотра и ремонта оборудования. При ежедневном техническом обслуживании, которое осуществляют под руководством машиниста механического оборудования, выполняют следующее:

  1. Очищают механизмы от грязи, что обеспечивает возможность визуально осмотреть все узлы и улучшает условия их работы за счет сокращения степени износа деталей от коррозии, а также истирания деталей подвижных соединений частицами грунта.
  2. Смазывают подвижные соединения в соответствии с имеющейся таблицей смазывания, в которой указаны сорта масел, периодичность их ввода, смазываемые точки каждого механизма. Это способствует уменьшению физического износа деталей и повышает КПД агрегата за счет снижения потерь энергии на трение.
  3. Наблюдают за работой механизмов земснаряда, чтобы установить мелкие неполадки, которые могут стать причиной поломки детали, а иногда и сборочной единицы в целом. Путем осмотра выявляют все виды течей (воды, пульпы, масла) из трубопроводов, корпусов механизмов, уплотнений, смазочных приборов; биение валов, вибрацию подшипников и общую вибрацию механизмов. На слух или визуально определяют наличие подсосов в трубопроводы и арматуру, находящихся под разрежением (по шипению входящего воздуха, движению струи дыма от факела); ненормальности в работе механизмов с вращающимися деталями (по появлению стуков, скрежета, писка и скрипа), которые свидетельствуют о наличии излишних зазоров в подшипниках или продольных люфтах, о порче резиновых колец полумуфт, о задевании вращающихся деталей за корпуса и кожух, о поломке отдельных зубьев шестерен, об отсутствии смазки. На ощупь или по приборам определяют перегрев отдельных деталей и целых механизмов.
  4. Устраняют недостатки в работе механизмов, выявленные путем наблюдения.
  5. Производят регулирование — восстанавливают зазоры в элементах уплотнений, тормозных устройствах, ременных передачах, затягивают сальники и периодически заменяют их набивку по мере износа.
  6. Проверяют надежность закрепления тросов в ковшах, наличие шплинтов в пальцах опор стрелы, растяжек и других силовых элементов систем, состояние несущих металлоконструкций в целом (отсутствие трещин и погнутости).

Для выполнения технического обслуживания на земснаряде должны быть исправный инструмент, инвентарь и материалы.

Насосное оборудование земснаряда

Особенное внимание обращают на герметичность напорных и всасывающих пульпопроводов. Появление течи в напорных трубопроводах определяют визуально, устраняют ее затяжкой фланцевых стыков и крышек, подмоткой резьбовых соединений льном на краске с затяжкой муфт и контргаек, подтяжкой или заменой сальниковой набивки, заваркой трещин. Появление подсосов на всасывающем пульпопроводе определяют по снижению подачи насоса, длительности его запуска, а также по резким колебаниям стрелки вакуумметра.

Устраняют подсосы, затягивая люки ревизии и фланцевые стыки всасывающего пульпопровода, компенсаторов, крышек корпуса насоса, все шпильки крепления бронедисков, установочного и уплотнительного колец, сальникового уплотнения с напорной стороны насоса, а также заваривая трещины сварных стыков. При неисправности клапана (пробкового крана) эжектора может возникнуть подсос воздуха через эжектор после прекращения подачи в него воды. В этом случае ремонтируют клапан или заменяют пробковый кран.

При работе вспомогательного и грунтового насосов следят за креплением их и электродвигателей к фундаментной раме и состоянием центрирования агрегата. При наличии вибрации подтягивают гайки фундаментных болтов. Если этого недостаточно, проверяют соосность валов и при необходимости центрируют их.

Удовлетворительная работа сальникового уплотнения характеризуется нормальной температурой сальниковой коробки (рука выдерживает прикосновение к коробке) и небольшой течью чистой воды (отдельными каплями) между ступицей колеса и крышкой сальника. В случае отсутствия течи воды и чрезмерного нагрева коробки отпускают болты крышки сальника.

Если регулировка не помогла, заменяют сальниковую набивку, при этом проверяют состояние поверхности защитной втулки вала вспомогательного насоса или ступицы рабочего колеса грунтонасоса. При обнаружении неровностей на поверхности защитной втулки глубиной 0,1—0,2 мм и на поверхности ступицы рабочего колеса грунтонасоса 0,5—1 мм срочно заменяют защитную втулку или рабочее колесо, иначе сальниковая набивка будет быстро изнашиваться и не создаст требуемого уплотнения.

Износ ступицы рабочего колеса грунтонасоса может быть из-за недостаточного количества или малого напора воды, подаваемой вспомогательным насосом, из-за малого сечения подводящей воду трубки или недостаточного давления, развиваемого вспомогательным насосом.

Причинами снижения подачи и напора вспомогательного насоса могут быть подсос воздуха во всасывающем трубопроводе, засорение приемного клапана, каналов рабочего колеса и направляющего аппарата отвода.
После восстановления нормальной работы вспомогательного насоса регулируют распределение воды в системе и обеспечивают необходимую подачу и напор па сальниковое уплотнение грунтонасоса.

Подшипники перегреваются из-за недостаточности смазки или ее загрязнения, остановки смазочных колец (для подшипников скольжения), перегрузки группы вала вследствие дебаланса рабочего колеса или изгиба вала, при увеличенной подаче насоса (при перекачивании пульпы на короткое расстояние), перекоса упорной шайбы пяты; неисправности системы охлаждения подшипников.

Передний подшипник качения группы вала перегревается в результате неправильной регулировки. При перегреве останавливают грунтонасос, находят и устраняют причину перегрева. При работе вспомогательного и грунтового насосов возможны случаи нагрева отдельных их деталей. Корпуса насосов нагреваются при продолжительной работе с закрытой задвижкой или при забитом грунтом напорном пульпопроводе земснаряда.

Передняя крышка грунтонасоса может нагреваться при неправильной регулировке группы вала и отсутствии зазора между рабочим колесом и уплотнительным кольцом или бронедиском. Так, после пуска насоса под влиянием осевого усилия рабочее колесо вместе с валом, имеющим продольный люфт, перемещается в направлении передней крышки, торцовые поверхности колеса прижимаются к уплотнительному кольцу или бронедиску, в результате чего создается пара трения и передняя крышка нагревается. При этом амперметр электродвигателя грунтонасоса показывает повышенную нагрузку.

Характерно, что при проворачивании вала вручную, а также при работе вхолостую задевание рабочего колеса за бронь может не ощущаться.

Для выявления причины нагрева передней крышки с помощью ломика подают вал насоса в крайнее заднее положение и на некотором расстоянии от стакана заднего подшипника наносят на валу риску. После этого ломиком или деревянным клином, забиваемым в зазор между полумуфтами, передвигают вал в направлении к передней крышке и вновь замеряют расстояние между риской и стаканом заднего подшипника.

Если это расстояние увеличилось, значит имеется продольный люфт вала. Затем, не вынимая клина, вручную проворачивают вал, одновременно прослушивая, не задевает ли рабочее колесо за бронедиск. При недостаточном зазоре выполняют осевую регулировку вала.

Напорная крышка секционного насоса МС нагревается при неправильной работе гидравлической пяты осевой разгрузки в результате засорения трубки износа деталей, образующих кольцевой зазор гидравлической пяты. Своевременно заменяют резиновое уплотнение тарелки обратного клапана и следят за легкостью его закрытия при остановке грунтонасоса.

Лебедки

Следят за правильностью центрирования электродвигателя и.редуктора, надежностью их крепления к раме (вибрация не допускается). В случае появления стука или посторонних шумов внутри корпуса редуктор вскрывают, сливают масло и внимательно осматривают все шестерим и подшипники. Если повреждены резиновые амортизаторы эластичной муфты (разрывы, деформации), их. немедленно заменяют новыми.
Тормозной шкив не должен иметь биения, а зазор между ним и тормозными колодками должен быть равномерным. При выключении двигателя тормоз должен останавливать шкив без пробуксовки. Тормоз не должен нагреваться при работе лебедки. Зазор между тормозным шкивом и тормозными колодками регулируют удлинением или укорачиванием тяг с помощью гаек и контргаек. Нельзя допускать спадание витков троса с барабана при ослаблении троса.

Особенное внимание при осмотре уделяют работе приводов конечных выключателей, их следует своевременно смазывать и регулировать. С неисправными конечными выключателями работать нельзя.

Механизм свайного хода

Проверяют крепление направляющих башмаков, состояние отверстий и пальцев шарниров, крепление крышек. Изношенные пальцы подлежат немедленной замене. При осмотре тележки рабочей сваи (при напорном свайном ходе) особенное внимание обращают на крепление кронштейна гайки и кронштейнов боковых роликов. Проверяют крепление двигателя, редуктора и подшипниковых стоек винта; работу конечных выключателей хода тележки и свай. Продольный люфт винта должен быть не более 1—2 мм, регулируют его с помощью проставочной втулки.

Система подвески рамы рыхлителя

Следят за правильным расположением ограничителей троса; трос не должен спадать с реборд роликов в момент его ослабления при соприкосновении грунтозаборного устройства с подошвой забоя. Это же необходимо учесть и при обслуживании блоков для подъема свай.

Простейшие грунтозаборные устройства (всасывающая труба)

Проверяют соосность оси вращения рамы с осью вращения шарового шарнира, надежность крепления нижних болтов подвески к рамс, герметичность всасывающей трубы и крепление папильонажных блоков.

При наличии механического рыхлителя проверяют надежность крепления электродвигателя, редуктора; надежность и правильность их соединения. Полумуфты валовой линии должны быть хорошо сцентрированы, подшипники надежно закреплены. Головной вал, па котором посажена фреза рыхлителя, подвергается действию больших осевых усилий, поэтому периодически проверяют и подтягивают гайки крепления крышки роликоподшипника.

Ежесменно осматривают состояние смазочных приборов и проверяют подачу воды в головной подшипник для смазки резиновых вкладышей, проверяют крепление головного подшипника к раме рыхлителя, а также крепление фрезы на валу. При осмотре фрезы проверяют состояние сварных швов в местах примыкания ножей к ступице и тыльному кольцу. Изношенные режущие кромки ножей восстанавливают.

Роторный рыхлитель

Следят за состоянием коническо-цилиндрического редуктора, герметичностью манжетных уплотнений. Для обеспечения нормального давления масла внутри корпуса редуктора уровень масла в верхнем бачке поддерживают на максимальной отметке. Все валы коническо-цилиндрического редуктора находятся под действием значительных осевых усилий, поэтому во избежание нарушения нормального зацепления шестерен следят за плотностью затяжки гаек крышек подшипников.

Если при плотно затянутых крышках подшипников осевой люфт валов превышает 1—2 мм, регулируют подшипники. При наличии стука во время работы конической пары шестерен проверяют затяжку болтов крепления малой конической шестерни и ее зацепления. В случае надобности регулируют зацепление шестерен. При осмотре режущих органов обращают внимание на плотность посадки роторов, а также боковых фрез (у однороторного рыхлителя).