Регулирование и обслуживание грунтовых насосов

Регулирование и обслуживание грунтовых насосов

Обеспечение технической исправности грунтового насоса является одной из основных обязанностей машиниста механического оборудования земснаряда. Нарушение герметичности всасывающей линии, подвода, фланцевых соединений крышек и корпуса насоса, сальникового уплотнения, в местах крепления бронедисков, уплотнения всасывающей стороны вызывает снижение подачи насоса и в конечном счете срыв вакуума и прекращение работы.

Подсос воздуха насосом в процессе работы определяется по наличию резких колебаний стрелки вакуумметра, а перед началом работы — по длительности заполнения водой всасывающей линии и корпуса грунтового насоса эжектором (при полной исправности эжектора). Место подсоса определяют на слух (слышно шипение воздуха) или визуально: по движению струи дыма или пламени факела или свечи.

Обнаруженный подсос воздуха устраняют или подтяжкой гаек соединения, или путем замены прокладок, сальника и т. д. Трещины, появившиеся в крышках или корпусе насоса, заваривают электросваркой.
В процессе работы насоса следят за правильной работой сальникового уплотнения: сальниковая коробка не должна нагреваться, а между крышкой сальника и валом должна проходить в картер станины чистая вода в виде отдельных капель.

В случае нагрева сальниковой коробки проверяют поступление воды к сальниковому уплотнению от вспомогательного насоса и, убедившись в нормальном поступлении воды, равномерно несколько ослабляют гайки на шпильках крышки сальника. Сальниковое уплотнение считается отрегулированным, если через сальниковую набивку начала поступать вода в виде отдельных капель. Если же вода через сальник течет непрерывной струйкой, подтягивают гайки на шпильках крышки сальника до тех пор, пока не прекратится течь воды.

По мере работы насоса сальник изнашивается, поэтому периодически заменяют сальниковую набивку. Для этого вытаскивают из сальниковой коробки всю старую набивку, а затем отдельными кольцами закладывают новую. Стыки колец сальника должны находиться с противоположных сторон ступицы колеса.

При замене сальниковой набивки на ощупь проверяют состояние поверхности ступицы рабочего колеса насоса. При обнаружении на ступице отдельных неровностей (борозд) глубиной 0,5—1 мм рабочее колесо заменяют, так как сальниковое уплотнение работать не будет. В процессе работы насоса машинист следит за нагревом подшипников. Температура подшипников не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 60° С. Перегрев подшипников может быть из-за недостатка смазки или загрязнения ее, остановки масляных колец (в подшипниках скольжения), перегрузки подшипников из-за дебаланса рабочего колеса, увеличения осевых сил при работе насоса, перекоса упорной шайбы пяты, недостаточного охлаждения подшипников и децентровки насоса с приводом. При наличии перегрева подшипников определяют причину и устраняют ее.

Иногда наблюдается нагрев передней крышки корпуса насоса из-за неправильной регулировки зазора между передним бронедиском, уплотнительным кольцом и передним диском рабочего колеса, например при работе насоса с продольным люфтом вала. Рабочее колесо вместе с валом под действием осевой силы перемещается вперед, вследствие чего может возникнуть пара трения между рабочим колесом и бронедиском или уплотнительным кольцом. Поэтому периодически проверяют наличие продольного люфта вала и своевременно его устраняют регулировкой упорного подшипника.

Для уменьшения внутренней циркуляции пульпы из зоны повышенного давления в зону разрежения один раз в сутки (18—20 ч работы насоса) регулируют зазор между рабочим колесом и уплотнительным кольцом. Это значительно увеличивает срок работы бронедиска и рабочего колеса, а также повышает КПД насоса. Работа насоса в кавитационном режиме не допускается, так как возможны гидравлические удары в системе грунтовый насос — напорный пульпопровод, а также происходит быстрый износ рабочего колеса и отвода.