Береговые трубопроводы

Береговые трубопроводы

Для транспортирования пульпы от забоя до карт намыва, как правило, применяют стальные трубы; для транспортирования мелкого песка, супесей, суглинков, илов и глин деревянные и фанерные трубы; для подачи напорной воды от насосных станций к гидромониторам только стальные.

Пульпопровод, уложенный между карьером и картой намыва (или намываемым сооружением), называется магистральным пульпопроводом, а водовод от насосной станции до карьера магистральным водоводом. Пульпопровод, уложенный на карте намыва в процессе укладки грунта, называется разводящим или рабочим пульпопроводом. Для магистральных разводящих пульпопроводов и водоводов используют стальные трубы цельнотянутые и сварные (со спиральным или продольным швом) диаметром от 150 до 1200 мм и толщиной стенки от 3 до 14 мм.

Трубы магистральных пульпопроводов и водоводов соединяют электросваркой. Электросварные стыки магистральных пульпопроводов и водоводов с толщиной стенки труб 5 мм и менее усиливают металлическими пластинами накладками толщиной, равной толщине стенки трубы. В случае небольших объемов работ по намыву песчано-гравийной массы или песка пульпопроводов соединяют с и раструбных соединений. Трубопроводы к центробежным насосам, гидромониторам, грунтонасосам присоединяют с помощью поворотных фланцев, которые упрощают монтаж трубопроводов.

Безфланцевое соединение имеет самоуплотняющую резиновую манжету, надеваемую на стык трубопровода. При повышении давления в трубопроводе увеличивается давление внутри полости манжеты, которое плотно прижимает к внешней стенке труб кромки манжеты, тем самым повышая плотность соединения стыка. С наружной стороны манжета прижата к трубе охватывающими ее двумя фасонными полухомутами, которые стянуты четырьмя откидными болтами с гайками. Для восприятия осевых усилий на концы труб приваривают кольца, которые входят в кольцевые пазы полухомутов.

В местах стыкав полухомутов закладывают специальные стальные пластины (накладки), препятствующие выдавливанию манжеты в зазор между полухомутами. При сборке бесфланцевых соединений обращают внимание на правильную установку манжеты: она должна равномерно и полностью перекрывать зазор между торцами соединяемых труб; кольца, приваренные на трубах, должны войти в кольцевые пазы полухомутов, а накладки перекрывать зазор между полухомутами. Болтовые соединения должны быть плотно затянуты и смазаны.

Для соединения труб разводящих (или рабочих) пульпопроводов широко применяют быстроразъемные раструбные соединения. К концу трубы приварен стальной усеченный конус раструб. Внутреннюю поверхность раструба чисто обрабатывают на токарном станке, что обеспечивает плотное прилегание к поверхности конусного кольца, приваренного на конце второй трубы. На трубе приварен крюк, на который при соединении труб набрасывают накладку, закрепленную шарнирно серьгой на трубе.

Все детали раструбного соединения взаимозаменяемы и обеспечивают качественное соединение пульпопроводов. Фанерные трубы соединяют муфтой: концы труб имеют небольшой конус (1 40-Р-50), а муфта имеет с обеих сторон конусы обратного направления. На конец трубы пульпопровода насаживают муфту легкими ударами кувалды через деревянную прокладку (толстую доску) по ее торцу, затем в муфту вставляют следующую трубу и т. д.

Быстрота и легкость сборки и разборки пульпопроводов из фанерных труб делают их незаменимыми при транспортировании неабразивных грунтов.

Прокладку пульпопроводов и водоводов выполняют в строгом соответствии с проектом производства работ и технических условий на монтаж трубопроводов. Трасса пульпопровода должна быть прямолинейной и паикратчайшей и но возможности иметь одноименный уклон (в сторону карьера).

Для компенсации линейных деформаций на прямых участках трубопроводов устанавливают сальниковые компенсаторы из расчета один компенсатор на 300—500 м трубопровода. В местах поворота трубопровод закрепляют, чтобы предупредить возможный его разрыв в период гидравлических ударов или под действием реактивных сил потока воды или пульпы.

В повышенных местах трубопровода устанавливают воздухо-спускные устройства, а в пониженных выпуски для опорожнения трубопровода от пульпы или воды перед длительной остановкой (например, при минусовых температурах или для ремонта трубопровода). От каждого выпуска должны быть отрыты водосбросные траншеи. Арматуру на трубопроводах устанавливают в местах, доступных для ее обслуживания и ремонта.

При монтаже эстакад и опор обращают внимание на прочность и надежность закрепления стоек в грунте, насадок на стойках и растяжек, настила и ограждений. Эстакада должна иметь продольные и поперечные диагональные растяжки, а для обслуживания пульпопровода пастил и леерное ограждение. В местах поворота пульпопровода па эстакаде дополнительно крепят эстакаду и пульпопровод с помощью анкерных опор или оттяжек, прикрепляемых к мертвякам. Трубы рабочих пульпопроводов с выпусками укладывают по эстакаде или опорам таким образом, чтобы пульпа из выпусков направлялась в сторону дамб обвалования под углом 6 8° к вертикали.

При монтаже трубопроводов на эстакадах или опорах 95—98% всех работ должно быть механизировано. Ямы под опоры делают ямобурами, а в случае их отсутствия опоры забивают с помощью несложного приспособления, устанавливаемого вместо ковша драглайна па экскаваторе.

Трубы па эстакаде обычно укладывают гусеничным краном, по земле и на низких опорах трубоукладчиком. По окончании монтажа все трубопроводы (пульпопроводы и водоводы) испытывают давлением, равным 1,3—1,5 рабочего давления. Обычно для этого в трубопроводе с обеих сторон устанавливают заглушки и возду- хоспускпое устройство, затем заполняют трубопровод водой и начинают насосом создавать требуемое давление. После достижения заданного давления трубопровод выдерживают в течение 10—15 мин. Если за это время утечек воды не обнаружится, что определяют по контрольному манометру, трубопровод считают пригодным для эксплуатации, о чем составляют соответствующий акт.